Get Adobe Flash player

Интеллектуальная собственность в рекламе: «бомба» для рекламиста

Любая рекламная продукция, а также фирменный стиль предприятия, которые обычно разрабатывает рекламное агентство, содержат объекты права интеллектуальной собственности: произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы, промышленные образцы и т.д.

В связи с тем, что законом предусмотрена гражданско-правовая ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности,  то объекты авторского права (произведения), смежных прав (фонограммы и видеограммы), промышленной собственности (промышленные образцы) и средства индивидуализации (торговые марки) должны использоваться без таких нарушений.

Если нарушения прав интеллектуальной собственности происходят, то у рекламного агентства возникают так называемые убытки будущих периодов (УБП). Понятно, что УБП возникнут только тогда, когда автор (правообладатель) подаст иск о защите прав интеллектуальной собственности и выиграет дело в суде. В связи с такой особенностью УБП многие рекламные агентства не принимают действий по устранению причин их возникновения, закладывая под свой бизнес своеобразную «мину» замедленного действия. А зря, ведь эта «мина» обладает такой мощностью, что способна уничтожить любое рекламное агентство.

Для того чтобы увидеть разрушительную силу такой «мины», воспользуемся формулой расчета УБП для объектов авторского права:

УБП = 1,1 × (min З.П. × N + К) × M

Где:

1,1 – коэффициент, учитывающий штраф в размере 10 процентов от суммы, которая по решению суда причитается в пользу истца (часть 3 ст. 52 Закона об авторском праве);

min З.П. – минимальная заработная плата;

N – количество минимальных заработных плат, которые выплачиваются истцу в качестве компенсации за нарушение авторского права (коэффициент имеет значение в пределах от 10 до 50 000) (часть 2 ст. 52 Закона об авторском праве);

К – компенсация за моральный ущерб (часть 1 ст. 52 Закона об авторском праве);

M – количество объектов авторского права в рекламной продукции, права на которые нарушаются.

Любое рекламное агентство может проверить убойную силу УБП на своей «шкуре». Для этого необходимо взять любой рекламный продукт, например, печатную рекламу в СМИ, которая создана наемными работниками рекламного агентства: художником, авторами литературного и фотографического произведений (см. рис.).

С большой вероятностью можно сказать, что имущественные права на рисунок, литературное и фотографическое произведения принадлежат работодателю и авторам совместно. Если вы этому не верите, то загляните в трудовой договор автора произведения. Если в нем нет записи о принадлежности имущественных прав на служебные произведения, то эти права принадлежат автору и работодателю совместно. Аналогичная картина с имущественными правами на произведения, созданные наемными работниками по устному трудовому договору.

Кроме того, с рекламой поработал дизайнер, который выбрал размеры объектов авторского права, расположил их в определенных местах рекламного блока, дал цветовое оформление рекламы, а также проделал другие действия, которые по Закону об авторском праве можно квалифицировать как работу составителя. В этом случае имущественные права на рекламу в целом принадлежат дизайнеру и работодателю совместно, если, кончено, в трудовом договоре не записано иное.

Если рекламное агентство начнет использовать этот рекламный блок без разрешения авторов, оно неизбежно выплатит каждому автору компенсацию за нарушение имущественных прав. Необходимо напомнить, что минимальный размер компенсации равен 10 минимальным заработным платам, которая на момент написания статьи равна 941 грн.

Необходимо отметить, что обычно в рекламе не указывается имя автора, что является нарушением его неимущественного права на имя, если только автор не дал разрешение на использование произведения анонимно. В этом случае рекламному агентству предстоит выплатить авторам произведений компенсацию за моральный ущерб, которая обычно равна нескольким тысячам гривен.

А теперь настало время посчитать УБП на нашем условном примере, принимая во внимание, что судом принято решение о выплате компенсации по минимуму — в размере десяти min З.П.:

УБП = 1,1 × (941 × 10 + 1000) × 4 = 45 804 грн.

Отметим, что таких «мин» в нашем примере четыре, если, конечно, каждый автор подаст иск о защите имущественных прав. Причем «взрыва» только одной «мины» вполне достаточно, чтобы счета рекламного агентства опустели.

Не стоит сомневаться в том, что такое фатальное событие может произойти, ведь для его наступления нужно немногое: авторы должны узнать о нарушениях авторского права и подать соответствующий иск в суд. Господа рекламисты, лед тронулся, о чем говорит судебная практика.

Тираж книги «Алгебра и начала анализа», выпущенный издательством «Высшая школа», признан судом незаконным, так как издательство не заключило договор ни с одним из четырех авторов книги. «Вместо этого своего рода джентльменское соглашение было достигнуто издательством с Санкт-Петербургским университетом, где трудятся ученые. Университет обещал «урегулировать отношения с авторами», но не сделал этого. Обманутые ученые подали иск, в котором требовали по 300 тыс. рублей за бездоговорное использование своих материалов и по 50 тыс. рублей – за моральный ущерб.

На суде представители издательства утверждали, что учебное пособие является служебным, т.е. право на него есть и у университета, сотрудники которого являются авторами. Тем не менее, факт нарушения закона был признан …» (Алгебру объявили вне закона в суде / Московский комсомолец. – 8-15.02.2006).

Сколько таких «мин» закладывается каждодневно под рекламное агентство? Приоткроем некоторые фрагменты такой карты «минных полей». Всю карту «минного поля» можно увидеть, прочитав книгу Интеллектуальная собственность в рекламе, фирменном стиле предприятия, дизайне продукта (упаковки)».

В связи с тем, что одни объекты права интеллектуальной собственности создаются наемными работниками рекламного агентства, а другие – внештатными авторами, то все УБП от нарушений прав интеллектуальной собственности можно разделить на две группы.

УБП от нарушения прав интеллектуальной собственности наемных работников. Наиболее распространенным видом таких нарушений является использование объектов права интеллектуальной собственности, созданных наемными работниками, без их разрешения.

Кроме того, многие рекламные агентства не выплачивают наемным работникам авторское вознаграждение за создание и использование служебных произведений. А зря, ведь любой автор может через суд добиться выплаты авторского вознаграждения, размер которого может многократно превышать сумму, которую пришлось бы заплатить автору первоначально. Рекламисту необходимо помнить о том, что только автор может дать разрешение на безвозмездное использование объекта права интеллектуальной собственности. Причем это разрешение должно быть зафиксировано на бумаге.

Тем работодателям, которые не выплачивают авторам служебных произведений авторское вознаграждение, необходимо напомнить о том, что автор может передать свои имущественные права на служебное произведение третьему лицу, например, конкуренту, который выжмет из рекламного агентства все соки.

УБП от нарушения прав интеллектуальной собственности внештатных авторов и исполнителей. В связи с тем, что внештатные авторы и исполнители создают произведения и исполнения на заказ, то с ними должен заключаться договор заказа. Многие рекламные агентства этого не делают, лишая себя, таким образом, права на использование произведений и исполнений. А раз это так, то произведения и исполнения используются на бездоговорной основе, что чревато убытками будущих периодов.

Те заказчики, которые поручают авторам или исполнителям создание произведений или исполнений по договору заказа, наступают на другие грабли, которыми является принадлежность имущественных прав на произведение (исполнение), созданное на заказ. Известно, что если в договоре заказа отсутствует запись о принадлежности имущественных прав, то эти права принадлежат автору (исполнителю) и заказчику совместно. Это значит, что заказчик без согласия автора (исполнителя) использовать такое произведение (исполнение) не может.

В связи с тем, что без права на сублицензию нельзя передать на радио и телевидение  ни один рекламный ролик, то рекламное агентство должно передавать рекламодателю рекламную продукцию вместе с этим правом. Понятно, что право на сублицензию рекламное агентство должно получить у автора (правообладателя) произведений, исполнений, фонограмм и видеограмм. К сожалению, многие рекламисты этого не делают и, таким образом, подставляют рекламодателя под иск, который может подать автор (правообладатель) объектов авторского права и смежных прав. Если такое фатальное событие произойдет, то рекламодатель, по всей видимости, откажется от услуг такого рекламного агентства.

Руководству рекламного агентства необходимо помнить о том, что авторы (правообладатели) объектов права интеллектуальной собственности могут взять на вооружение тезис «бей чужих — свои бояться будут», в соответствие с которым рекламодатель может стать ответчиком в суде по искам о защите прав интеллектуальной собственности. Таким образом, оказывая давление на рекламодателя, авторы смогут добиться от рекламного агентства выплаты вознаграждения за создание и использование объектов права интеллектуальной собственности. Не будет же, в самом деле, рекламное агентство портить отношения с рекламодателем из-за авторского вознаграждения.

Нельзя забывать и о рейдерах, которые могут прибрать раскрученное рекламное агентство к рукам, используя иски о защите прав интеллектуальной собственности как инструмент отчуждения корпоративных прав.

Кроме убытков будущих периодов, возникновение которых вызвано нарушениями прав интеллектуальной собственности, рекламное агентство ожидают УБП от занижения налоговых обязательств, которые неизбежны вследствие неправильного отражения операций с объектами права интеллектуальной собственности в учете предприятия.

О налогообложении операций с объектами права интеллектуальной собственности можно прочитать в книге «Все о вознаграждении за использование объектов права интеллектуальной собственности».

Для того чтобы минимизировать убытки будущих периодов, в рекламном агентстве должна быть создана система управления интеллектуальной собственностью (СУИС).

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для физических лиц.

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для юридических лиц.

Комментарии запрещены.