Get Adobe Flash player

На чем теряют деньги авторы произведений, публикуемых в СМИ?


В этом небольшом обращении к журналистам, писателям, художникам, фотографам и другим авторам произведений хочу остановиться на некоторых причинах, из-за которых авторы не получают достойного вознаграждения за свой творческий труд.

Многие авторы не знают о том, что любое литературное и фотографическое произведение, картина, скульптура и другое произведение изобразительного искусства, сборник произведений и другие произведения, перечень которых приведен в ГКУ (ст. 433) и Законе об авторском праве (ст. 8), охраняется авторским правом. Это значит, что без разрешения автора произведение нельзя воспроизводить на материальном носителе, например, на бумаге или компакт-диске, распространять экземпляры произведения, а также совершать другие действие, о которых читатели смогут узнать из материалов, размещенных на этом сайте. Такое разрешение обычно оформляется лицензионным договором, в соответствие с которым автору выплачивается авторское вознаграждение за любое использование произведения. Только автор решает вопрос о возмездном или безвозмездном использовании произведения. Нельзя забывать о том, что Кабинетом Министров Украины установлены минимальные ставки авторского вознаграждения. Таким образом, общество позаботилось о том, чтобы творческий труд авторов произведений вознаграждался достойно.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях произведения могут использоваться без разрешения автора и без выплаты авторского вознаграждения. Основной причиной такого ограничения права авторов на вознаграждение является забота общества о культурном обмене и доступе к культурному наследию. В основном сфера ограничений прав авторов касается использования произведений в образовательных целях.

Некоторые издатели лишают авторов права на многоразовое авторское вознаграждение, заключая с ними не лицензионный договор, а договор о передаче исключительных имущественных прав на произведение. В этом случае авторы получают только разовое авторское вознаграждение за передачу (уступку) исключительных имущественных прав на произведение, передавая издателю право получать вознаграждение за любое использование произведения в течение срока охраны авторских прав. Кроме того, заключив такой авторский договор, автор не сможет больше самостоятельно использовать свое произведение, т.е. не сможет внести в произведение изменения, выпустить новую редакцию книги, разместить произведение в Интернете и т.д. Об этом необходимо помнить при заключении авторского договора. Перед тем, как заключить авторский договор, автору необходимо внимательно ознакомиться с объемом передаваемых прав, сроком, на который передаются права по договору, размером и порядком выплаты авторского вознаграждения и другими существенными условиями договора, о которых можно прочитать в этой книге.

Авторам необходимо помнить о том, что размер авторского вознаграждения зависит от объема передаваемых прав на использование произведения. Например, за использование статьи в газете (журнале) автору выплачено авторское вознаграждение. Если издатель решил разместить статью в Интернете, то он обязан еще раз выплатить автору авторское вознаграждение. За выпуск статьи на компакт-диске автор также должен получить авторское вознаграждение.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях издатели расширяют перечень прав, которые получают от автора. Авторы не должны забывать о том, что при передаче права на переработку произведения редактор самостоятельно сможет не только вносить изменения в произведение, но и сокращать текст, менять заголовки, а также совершать другие действия, которые автору могут не понравиться.

Большинство авторов, работающих по найму, не получают авторское вознаграждение за создание и использование служебных произведений. Необходимо отметить, что это вознаграждение не является вознаграждением за выполненную работу в соответствие с установленными нормами труда и должностными обязанностями. Эту правду жизни упорно отрицают многие работодатели, вбивая в головы наемных авторов тезис о том, что кроме заработной платы авторам больше ничего не положено и, следовательно, стоять им у кассы издательства больше не стоит. Для того чтобы убедиться в лукавстве работодателя, автору достаточно обратиться к Закону об авторском праве (часть 3 ст. 16).

Нередки случаи, когда авторство на произведение присваивается другим лицом.  Обычно это проявляется в публикациях произведений под чужим именем. Такие действия называются плагиатом. К плагиату относятся и действия по использованию фрагментов произведения в публикациях без указания имени автора и источника заимствования. В этом случае авторское вознаграждение получает лицо, которое присвоило авторство на произведение. Для того чтобы восстановить справедливость, автор должен доказать свое авторство на произведение. В некоторых случаях установить авторство на произведение помогает государственная регистрация авторского права на произведение.

С плагиатом пришлось столкнуться и мне, когда фрагменты из некоторых моих статей были опубликованы в чужих материалах без ссылки на автора и источник заимствования. Что интересно, так это то, что редакторы периодических изданий, в которых были опубликованы эти статьи, защищали плагиаторов, объясняя их действия тем, что мы, якобы, работали с одним источником. Под этим источником редакторы подразумевают Закон об авторском праве. От таких объяснений смех сквозь слезы, да и только. В связи с тем, что прощать плагиат нельзя, я, в силу того, что пока не имею привычки судиться с плагиаторами, каждому редактору написал письмо, к которому приложил копии своей статьи и статьи плагиатора. Этого оказалось достаточно для того, чтобы редактор увидел истинное лицо псевдо-автора публикации. Я думаю, что для некоторых плагиаторов такого урока вполне достаточно, ведь многие из них, по всей видимости, дорожат своею честью.

При подготовке авторского материала к публикации редактор неизбежно вносит изменения в первоначальный текст произведения. В одних случаях редактор вносит в авторский материал незначительные изменения, а в других случаях материал подвергается значительной доработке. Необходимо отметить, что такая работа с авторским материалом неизбежна, ведь очень часто авторский материал необходимо сократить, ввести подзаголовки и т.д. Обычно такая редакторская правка произведения не приводит к соавторству. Однако в том случае, когда редактор, например, переписывает некоторые места в тексте, предлагает новое название произведения, он может невольно стать соавтором произведения в переработке. Такого соавторства лучше не допускать, так как в противном случае могут возникнуть проблемы. Дело в том, что по закону соавторы совместно осуществляют распоряжение имущественными правами на произведение и, следовательно, редактор может претендовать на часть авторского вознаграждения. А нужен ли такой соавтор автору первоначального произведения?

Автору необходимо помнить о том, что любое печатное СМИ может перепечатать уже опубликованную в газете или журнале статью по текущим экономическим, политическим, религиозным и социальным вопросам без разрешения автора и без выплаты авторского вознаграждения. Для того чтобы запретить такую перепечатку материала, необходимо сопровождать статью надписью примерно следующего содержания: «Воспроизведение статьи в прессе, публичное исполнение и публичное сообщение произведения автором запрещено». Это требование автора лучше всего внести в лицензионный договор, договор заказа или любой другой договор, в соответствие с которым произведение используется.

Более подробная информация об авторском праве на статьи, фотографии и др. произведения, публикуемые в газетах (журналах), содержится в книге «Авторское право в печатных СМИ».

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для физических лиц.

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для юридических лиц.


Комментарии запрещены.