Фотографу о принципе «матрешки»
На многих фотографических произведениях изображены скульптуры, здания, парки и другие объекты, которые могут охраняться авторским правом. Фотографу необходимо знать о том, что авторское право на такие фотографические произведения зависимо от авторского права на эти объекты. Это значит, что нельзя использовать такую фотографию, например, опубликовать ее в периодическом издании без разрешения правообладателя имущественных прав на объект авторского права, который изображен на фотографии.
В том случае, если на фотографии изображено промышленное изделие, то фотографу необходимо знать о том, что внешний вид изделия может быть промышленным образцом, на который еще не подана заявка на получение патента. Публикация такого снимка может лишить разработчика промышленного образца права на получение охранного документа.
Очень часто в объектив фотоаппарата попадают музейные экспонаты. Фотографу необходимо помнить о том, что некоторые из них могут быть объектами авторского права.
С изображением физического лица также морока, так как у физического лица, которое изображено на фотографии, есть определенные права на свое изображение. Эти права нарушать не стоит: себе дороже.
О том, как использовать такие фотографические «матрешки», и пройдет у нас мастер-класс.
§1. В объективе объекты авторского права
К объектам авторского права, которые можно встретить на многих фотографиях, относятся памятники, скульптуры, парки, здания и их внутренние интерьеры, рисунки, картины и другие произведения.
Для того чтобы не стать ответчиком в суде, фотографу необходимо перед использованием такого фотографического произведения провести его юридическую «очистку» от авторских прав третьих лиц, воспользовавшись следующей последовательностью шагов. Исключения составляют произведения, которые могут использоваться свободно.
Шаг 1. На фотографии выявляются объекты, которые могут быть объектами авторского права. Следует обратить внимание на памятники, скульптуры, парки, здания и т.д. В связи с тем, что многие из этих объектов могут быть в общественном достоянии, то необходимо определить дату их создания. Для этого необходимо ознакомиться с памятными знаками, досками и другими источниками информации о сроке создания произведения.
Шаг 2. У авторов объектов авторского права, которые изображены на фотографии, берется разрешение на их использование, если, конечно, срок охраны произведения не истек. Это разрешение оформляется лицензионным договором (лицензией). В связи с тем, что право на использование фотографического произведения с изображением объектов авторского права, скорее всего, будет передаваться другому лицу, например, издателю, то по лицензии (лицензионному договору) необходимо получить еще и право на сублицензию. В противном случае фотографическое произведение с изображением объектов авторского права сможет использовать только фотограф.
Шаг 3. При использовании фотографического произведения, кроме имени автора фотографии, необходимо указывать еще и имя автора произведения, которое на ней изображено. У автора произведения, которое изображено на фотографии, необходимо взять разрешение на использование произведения под его именем, псевдонимом или анонимно.
Необходимо отметить, что к фотографическому произведению лучше всего прикладывать документ, например, карточку «очистки» произведения от прав третьих лиц, которая подтверждает, что произведение используется без нарушения авторских прав. Примером такой карточки является нижеприведенная таблица.
Таблица. Карточка «очистки» фотографического произведения от авторских прав третьих лиц
Произведения, изображенные на фотографии | Дата создания произведений | Произведения в общественном достоянии | Наличие разрешения на использование |
Скульптурная группа автора ______ | 2002 г. | Охраняется авторским правом | Лицензия № ___ от ______ |
Здание банка (архитектор ________) | 1907 г. | В общественном достоянии | Разрешение на использование не требуется |
В связи с тем, что у лица, использующего фотографическое произведение, «очищенное» от прав третьих лиц, проблем с нарушением авторских прав не возникает, то размер вознаграждения за использование такого фотографического произведения должен быть намного больше вознаграждения, которое выплачивается за использование «неочищенного» произведения.
§2. В объективе объекты промышленной собственности
В некоторых случаях фотограф осуществляет фотосъемку промышленных изделий, например, для каталогов, или для освещения в СМИ выставок и других подобных мероприятий. В этом случае фотографу необходимо помнить о следующем.
Во-первых, внешняя форма некоторых промышленных изделий может быть промышленным образцом. В связи с этим использование такого снимка, например, его публикация в СМИ, может привести к тому, что создатель промышленного образца не сможет получить патент в силу того, что промышленный образец не соответствует критерию «новизна». Если такое событие произойдет, то разработчик промышленного образца, по всей видимости, попытается привлечь фотографа к ответственности за раскрытие его коммерческой тайны.
Во-вторых, некоторые промышленные образцы могут быть объектами авторского права, например, книжки-игрушки, этикетки, упаковка. Используя такое фотографическое произведения можно невольно нарушить авторские права на объекты, которые используются на этикетке или упаковке.
Для того чтобы этого не произошло, необходимо перед использованием такого фотографического произведения, провести его юридическую «очистку» от авторских прав других лиц, воспользовавшись последовательностью шагов, изложенных в предыдущем параграфе.
В-третьих, необходимо помнить о том, что автор промышленного образца, который изображен на фотографии, обладает правом на имя. Это значит, что при использовании фотографического произведения с изображением промышленного образца необходимо рядом с именем фотографа проставлять еще и имя автора промышленного образца, если только он не даст согласие на использование фотографии без указания его имени.
§3. В объективе музейные экспонаты
В некоторых случаях фотографу приходится осуществлять фотосъемку музейных экспонатов, которые находятся в собственности государства, коммунальной собственности, собственности общественных организаций, предприятий или граждан.
Музейные экспонаты можно разделить на три группы
- произведения, которые охраняются авторским правом;
- произведения, срок охраны которых истек;
- предметы, которые не являются объектами авторского права.
Для того чтобы осуществлять фотосъемку всех этих музейных экспонатов, необходимо получить разрешение у дирекции музея или другого лица, в собственности которого музейные экспонаты находятся. Обычно, для того чтобы получить такое разрешение, достаточно заплатить за фотосъемку музейных экспонатов. Отметим, что музеи имеют право требовать плату за фотосъемку музейных экспонатов (ст. 13 Закона о музеях).
В связи с тем, что музеи не обладают имущественными правами на произведения, то для того, чтобы использовать фотографическое произведение с изображением произведений изобразительного искусства, фотографу необходимо получить разрешение на использование такого произведения у правообладателя авторского права, если срок охраны такого произведения не истек. Произведения, в отношение которых срок действия авторского права истек, находятся в общественном достоянии и, следовательно, могут использоваться свободно.
В некоторых случаях фотографы осуществляют репродукционную съемку произведений изобразительного искусства. Необходимо отметить, что в этом случае не создается оригинальное авторское произведение, так как фотограф добивается максимального соответствия между снимаемым объектом и оригиналом произведения. Так, при фотосъемке произведений живописи и графики, фотограф добивается правильной цветопередачи и ничего более. Для получения схожести между изображением на оригинале произведения и репродукцией подбираются, например, соответствующий свет и фотопленка. В связи с этим репродукции не охраняются авторским правом. Однако это не значит, что такую репродукцию можно свободно использовать без согласия автора оригинального произведения. Дело в том, что публикация в журнале, например репродукции картины, является ни чем иным как одним из способов использования произведения живописи. На это нужно иметь разрешение правообладателя авторского права на произведение изобразительного искусства, если, конечно, срок охраны такого произведения не истек.
§4. В объективе физическое лицо
В том случае, если фотограф осуществляет фотосъемку физического лица, то ему необходимо знать о том, что существуют ограничения не только на фотосъемку, но и на использование изображения физического лица.
В связи с наличием таких ограничений фотографу необходимо придерживаться следующих правил.
Правило 1. Фотосъемка физического лица осуществляется только с его разрешения. Имеется два исключения из этого правила. Так, для съемки, которая проводится открыто на улицах, на собраниях, конференциях, митингах и иных мероприятиях публичного характера, разрешение не требуется. Если физическое лицо позировало за плату, то публичный показ фотографии, ее воспроизведение и распространение экземпляров произведения на материальных носителях может осуществляться без разрешения этого физического лица.
Правило 2. Наличие исключений на использование изображения физического лица без его разрешения не затрагивает права на переработку фотографических произведений. Это значит, что без разрешения физического лица, которое изображено на фотографии, нельзя объединять имеющееся изображение с другим изображением, текстом и графикой. Также это изображение нельзя «обрезать», изменять и совершать с ним любые другие действия, в результате которых изображение подвергается изменениям. Для выполнения всех этих действий необходимо разрешение физического лица.
Правило 3. При использовании фотографического произведения с изображением физического лица необходимо помнить о том, что это лицо обладает неимущественными правами: правом на имя и на его использование, правом на личную жизнь и т.д.
Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для физических лиц.
Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для юридических лиц.