Шесть простых правил для издателя, исключающих нарушения авторского права


Не секрет, что практически в любой книге, газете и журнале используются произведения с нарушением авторского права. Игнорировать такое состояние дел очень опасно, так как при нарушении авторского права авторы произведений могут подать иск и через суд взыскать с ответчика компенсацию за нарушение авторского права,  размер которой находится в интервале от 10 до 50 000 минимальных заработных плат. С учетом того, что на момент написания статьи минимальная заработная плата равна 922 грн, то компенсация находится в пределах от 9220 грн. до 46 миллиона 100 тысяч грн.Этой суммы вполне достаточно для того, чтобы превратить любое издательство в «груду развалин». Необходимо отметить, что сумма компенсации увеличивается с увеличением минимальной заработной платы.

Для того чтобы не нарушать авторское право на произведения, издателю необходимо придерживаться следующих простых правил.

Правило 1. Выпуск книжной продукции необходимо осуществлять только в том случае, если с автором или с лицом, которое является субъектом авторского права, заключен письменный авторский договор. Необходимо отметить, что отсутствие письменного авторского договора может спровоцировать подачу иска о защите авторского права. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно обратиться к Единому государственному реестру судебных решений.

Так, по делу № 6-12899св08 судом рассматривается спор между автором фотографических произведений и издательством. Отсутствие письменного договора заказа между издательством и автором позволило автору обратиться в суд с защитой авторского права. Автор требует выплатить компенсацию за нарушение авторских прав в сумме 562500 грн., а так же возместить моральный вред на сумму 100000 грн.

По делу № 2-63/09 суд вынес решение о взыскании с издательства компенсации за нарушение авторских прав в сумме 50000 грн. Произведения использовались без разрешения правообладателя.

Правило 2. Заключая авторский договор, необходимо убедиться в том, что имущественные права на произведение принадлежат лицу, с которым заключается договор. Дело в том, что некоторые произведения, особенно произведения учебного характера, создаются авторами в стенах учебных заведений и могут быть служебными. В этом случае имущественные права на служебное произведение могут принадлежать учебному заведению, автору или учебному заведению и автору совместно.

Для иллюстрации проблем, которые могут возникнуть у издателя, если авторский договор будет заключен не с тем лицом, воспользуемся судебной практикой.

Тираж книги «Алгебра и начала анализа», выпущенный издательством «Высшая школа», признан судом незаконным, так как издательство не заключило договор ни с одним из четырех авторов книги. «Вместо этого своего рода джентльменское соглашение было достигнуто издательством с Санкт-Петербургским университетом, где трудятся ученые. Университет обещал «урегулировать отношения с авторами», но не сделал этого. Обманутые ученые подали иск, в котором требовали по 300 тыс. рублей за бездоговорное использование своих материалов и по 50 тыс. рублей – за моральный ущерб.

На суде представители издательства утверждали, что учебное пособие является служебным, т.е. право на него есть и у университета, сотрудники которого являются авторами. Тем не менее факт нарушения закона был признан …» (Алгебру объявили вне закона в суде / Московский комсомолец. – 8-15.02.2006).

Правило 3. Использование произведений в газетах и журналах необходимо осуществлять не по устному лицензионному договору, а по лицензионному договору присоединения. Дело в том, что при заключении устного договора с автором должны быть согласованы все его существенные условия: предмет договора, объем передаваемых прав, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения и т.д. Думаю, что мало найдется издателей, которые выполняют все эти условия. Необходимо отметить, что если автор не подтвердит факт заключения устного договора, то издателю доказать это будет практически невозможно. А доказывать придется, ведь автор, например, неудовлетворенный размером авторского вознаграждения, может после публикации произведения подать иск, обвинив издательство в нарушении авторских прав. Для того чтобы исключить такую возможность, договор с автором должен заключаться путем присоединения автора к лицензионному договору своими действиями – направлением произведения (статьи, фотографии и другого произведения) в редакцию газеты (журнала). Такой договор будет считаться заключенным в письменной форме.

Правило 4. Необходимо обеспечить за издательством принадлежность имущественных прав на служебные произведения. Дело в том, что журналисты, художники, переводчики и другие авторы, работающие в издательстве по найму, создают служебные произведения, имущественные права на которые могут принадлежать издательству, автору или издательству и автору совместно. По закону принадлежность имущественных прав на служебные произведения устанавливается трудовым договором. Необходимо отметить, что имущественные права на служебные произведения принадлежат издательству только в том случае, если в трудовом договоре об этом есть соответствующая запись. Если такой записи нет, то использовать служебное произведение можно только с разрешения автора, с выплатой ему авторского вознаграждения за создание и использование служебного произведения. Избавиться от необходимости получать разрешение на использование служебного произведения можно только одним способом: заключив с автором письменный трудовой договор, в соответствие с которым имущественные права на служебные произведения принадлежат издательству. В этом случае издательство может не выплачивать автору вознаграждение за использование служебного произведения.

Правило 5. Оригинал-макеты книг, журналов или газет должны передаваться в типографию только после юридической «очистки» произведений от прав третьих лиц. В связи с тем, что юридической «очисткой» произведений в издательстве обычно никто не занимается, то эту обязанность лучше всего закрепить за лицом, которое работает с «рукописью» произведения, например за редактором издательства, предоставив ему не только дополнительное время на выполнение этой работы, но и установив соответствующую доплату за увеличение объема работ.

Правило 6. На сайте издательства или компакт-диске должны использоваться только те произведения, имущественные права на которые принадлежат издательству. Произведения других авторов должны использоваться только при наличии соответствующего разрешения.

Используя произведения в издательской продукции, издателю необходимо не забывать о конкурентах, ведь обладая информацией о нарушении авторского права, любой из конкурентов может убрать издателя с рынка без физического устранения. Для этого достаточно найти лицо, чье авторское право нарушается, и помочь ему подать соответствующий иск. В результате судебных «разборок» издательству может быть нанесен смертельный удар.

Для иллюстрации тезиса о перспективности использования авторского права при конкурентной борьбе, обратимся к конфликту между газетами «Бульвар» и «Экспресс газета». Речь идет о перепечатке газетой «Бульвар» материалов из газеты «Экспресс газета». Вот какую характеристику конфликту дает Дмитрий Гордон. «Сегодня, на мой взгляд, существует прямая угроза национальной безопасности Украины. Она состоит в том, что отечественный информационный рынок пытаются захватить финансируемые Россией СМИ, не брезгующие в своей борьбе никакими методами. В том числе и устранением с этого рынка любых конкурентов. На «Экспресс газету» и «Комсомольская правда в Украине», которые написали, что «Бульвар» ворует статьи, я обязательно подам в суд за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, и абсолютно уверен, что этот суд выиграю. Не надо путать воровство и перепечатку со ссылкой на издание. Воровство – это когда, перепечатывая чужой материал, выдаешь его за свой. «Бульвар» ни разу этого себе не позволил» (Максим Гузенко «Спасибо «Экспресс газете»!/ Бульвар Гордона, май, 2005, № 2).

Однако не только нарушения авторского права на произведения могут доставлять издательству неприятности. Кратко остановимся на двух таких причинах.

Во-первых, многие издательства используют торговые марки, на которые не получены охранные документы. За издателя это могут сделать конкуренты, лишив издательство права выпускать продукцию под собственной торговой маркой.

Во-вторых, ошибки в учете объектов авторского права могут привести к занижению налоговых обязательств. Дело в том, что подавляющее большинство бухгалтеров издательств не могут правильно сформулировать критерии, по которым права на произведения должны учитываться как нематериальные активы или списываться на затраты как роялти. Да откуда у бухгалтера издательства возьмутся эти знания, ведь многие публикации по учету объектов авторского права содержат ошибки[1], а в приказе об учетной политике издательства имеется всего лишь одна запись об учете объектов авторского права, да и то о методе амортизации нематериальных активов.

В заключение этого небольшого обращения к издателям необходимо отметить, что существуют правовые механизмы устранения причин нарушения авторских прав в издательстве. Для достижения поставленной цели в издательстве должна быть создана система управления авторским правом , о которой можно узнать на территории интеллектуального капитализма.

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для физических лиц.

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для юридических лиц.


[1] О качестве публикаций, раскрывающих тему учета объектов авторского права, можно прочитать в книге Коноваленко В. Авторское право и смежные права: бухгалтеру, руководителю, юристу. – Х.: Фактор, 2006. – С.19.


Comments are closed.

Розсилка новин

Інформер