Get Adobe Flash player

Соблюдение авторских прав в учебной литературе и научных публикациях

Владимир Коноваленко

Практически в любой учебной литературе и научной публикации используются схемы, таблицы, фотографии, рисунки и другие иллюстрации из работ других авторов. Осуществляя такое заимствование, многие авторы учебной литературы и научных публикаций порой не задумываются над тем, что эти иллюстрации могут охраняться авторским правом[1]. Это значит, что использовать эти объекты авторского права допускается только с разрешения их авторов. На практике многие авторы учебной литературы и научных публикаций, используя схемы, таблицы, карты и другие иллюстрации из работ других авторов, ограничиваются ссылками на их авторов и источник заимствования.

Необходимо отметить, что использование произведений других авторов без их разрешения может иметь для авторов учебной литературы и научных публикаций, а также для издателей тяжелые финансовые последствия. Дело в том, что за нарушение авторских прав предусмотрена компенсация в размере от 10 до 50 000 минимальных заработных плат (часть 2 ст. 52 Закона об авторском праве). Таким образом, при минимальной заработной плате равной 884 грн., сумма компенсации, которая может быть по решению суда выплачена авторам произведений, права которых нарушены, находится в пределах от 8840 грн. до 42 миллиона 200 тысяч грн.

Целью данной публикации является доведение до авторов учебной литературы и научных публикаций правовых механизмов их написания без нарушения авторских прав.

§ 1. Произведение как объект авторского права

В связи с тем, что действующее законодательство не дает определения «произведение», то будем пользоваться наиболее распространенным определением, сформулированным известным юристом В. И. Серебровским.

«Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» (см. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. – М., 1956. – С. 32).

Таким образом, для того, чтобы произведение получило авторско-правовую охрану, оно должно обладать следующими признаками:

  • являться результатом творческой деятельности автора;
  • быть выраженным в объективной форме (часть 3 ст. 8 Закона об авторском праве);
  • допускать возможность воспроизведения;
  • относиться к литературе, науке и искусству (часть 1 ст. 8 Закона об авторском праве).

Необходимо отметить, что только оригинальные произведения являются объектами авторского права. Оригинальным принято считать то произведение, которое несет отпечаток личности автора, в котором выражено нечто свойственное именно данному автору. Это значит, что два разных автора никогда не напишут два одинаковых произведения. Если это происходит, то налицо плагиат[2]. В этом существенное отличие объектов авторского права от объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образов и т. д.), одним из признаков охраноспособности которых является новизна. В связи с этим изобретение, являясь новым техническим решением, может быть создано независимо друг от друга несколькими авторами (изобретателями).

§ 2. Содержание и форма произведения

В любом произведении, которым является учебник и научная публикация, имеется содержание и форма. Принято считать, что элементы содержания произведения можно использовать свободно, а элементы его формы – нет. Остановимся на причинах этого отличия.

«В ходе своей работы автор пользуется различными теоретическими источниками, многие из которых могут рассматриваться в качестве обязательной библиографии, откуда он черпает и берет значительную часть материала для создания нового произведения» (см. Липцик Д. Авторское права и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М.Федотова. – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. – С. 77). В данном случае речь идет об идеях, принципах, методах, процедурах, процессах, концепциях и других достижениях интеллекта человека, которые используются автором нового произведения. Необходимо отметить, что эти элементы содержания произведения не охраняются авторским правом (часть 3 ст. 8 Закона об авторском праве). Однако это не значит, что идеи, теории, методы и другие элементы содержания произведения можно использовать без упоминания имени их авторов. Научная этика обязывает авторов произведений указывать на авторов описанных в произведении идеи, теории, концепции и других достижений человеческой мысли[3] .

Содержание произведения находит свое выражение в объективной форме, которая получает авторско-правовую охрану независимо от того, написано ли произведение от руки, напечатано на машинке или набрано на компьютере.

Элементами объективной формы произведения являются язык написания произведения, последовательность изложения материла, его детализация, которая для учебной литературы определяется программой конкретной дисциплины и другими нормативными документами Министерства образования и науки, наличие иллюстраций в виде схем, таблиц и т.п., их расположение по тексту произведения, внешняя форма изложения материала[4] и т. п. Объективная форма научной публикации отличается от объективной формы учебной литературы. Остановимся только на некоторых таких отличиях. «…автор научного труда в значительной мере связан принципами, господствующими в данной области знаний, хронологией, отличительной манерой изложения, непреложными трафаретами, в тех случаях, когда речь идет об общеизвестных вещах или вопросах, по поводу которых нет расхождений» (см. Липцик Д. Авторское права и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. – С. 77).

Для закрепления материала об отличиях между содержанием и формой произведения, воспользуемся примером, который приводит в своей книге профессор Делия Липцик. «Например, автор финансового проекта может воспрепятствовать воспроизведению печатного издания, в котором он излагает свой план, но не использованию данного проекта в торговле и промышленности. Такое использование является свободным. Этот принцип применим ко всем произведениям, в частности к тем, которые касаются организаций предприятий, учебных программ, принципов рекламы, игр и т. д. Например, автор книги о партии в шахматы или же книги кулинарных рецептов может воспрепятствовать их воспроизведению без своего согласия. Однако он не может помешать ни тому, что игроки будут применять его технику даже на открытых шахматных турнирах, предусматривающих денежное вознаграждение, ни тому, что по его рецептам будут готовить блюда в семьях или на коммерческих предприятиях. Такому автору принадлежит монополия на обнародование текста произведения, где он объясняет и развивает свои идеи, доносит их до публики. Однако он не обладает исключительным правом применения своей техники игры в шахматы или использования своих рецептов» (см. Липцик Д. Авторское права и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. – С. 56 – 57).  

§ 3. Ограничение прав авторов

В целях свободного обмена информации и доступа к культурным ценностям законом предусматриваются ограничения прав авторов произведений, а именно:

  • свободное использование произведений в период действия авторско-правовой охраны;
  • конечный срок охраны произведений во времени;
  • переход произведения в общественное достояние.

Наличие ограничений прав авторов позволяют авторам учебной литературы и научных публикаций использовать фрагменты из произведений других авторов без их разрешения и без выплаты им авторского вознаграждения. Кратко остановимся на этих ограничениях.

Свободное использование произведений в период действия авторско-правовой охраны позволяет авторам учебной литературы и научных публикаций использовать цитаты (короткие отрывки) из опубликованных произведений (п. 1 ст. 21 Закона об авторском праве), а также использовать литературные и художественные произведения в объеме, оправданном поставленной целью, как иллюстрации в изданиях учебного характера (п. 2 ст. 21 Закона об авторском праве).

В соответствии с Законом об авторском праве (ст. 28), авторское право на произведение возникает со дня создания произведения и действует в течение жизни автора и еще 70 лет после его смерти, начиная с 01 января года, наступившего после смерти автора. Это правило применяют к произведениям, созданным одним автором. В том случае, когда произведение создано в соавторстве, то срок охраны прекращается через 70 лет после смерти последнего из соавторов произведения. После истечения срока охраны произведение переходит в общественное достояние. Это значит, что любой желающий может такое произведение использовать по своему усмотрению, соблюдая при этом неимущественные права автора: право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения.

§ 4. Цитирование

Прежде всего, остановимся на цитате, как наиболее часто используемой части произведений других авторов.

«Цитата – порівняно короткий уривок з літературного, наукового чи будь-якого іншого опублікованого твору, який використовується, з обов’язковим посиланням на його автора і джерела цитування, іншою особою у своєму творі з метою зробити зрозумілішими свої твердження або для посилання на погляди іншого автора в автентичному формулюванні» (ст. 1 Закона об авторском праве).

Из определения «цитата» видно, что это короткий отрывок из обнародованного произведения в сфере литературы и науки, который использует автор учебной литературы и научной публикации с целью сделать понятнее свои утверждения или в качестве ссылки на взгляды другого автора в аутентичной формулировке.

Принято считать, что цитатой является дословная выдержка из текста. В связи с этим цитата должна быть выделена по тексту произведения, например, кавычками, шрифтом (размером шрифта, курсивом и т. д.), рамкой и т. д.

Для перевода цитаты с языка оригинала необходимо иметь разрешение автора оригинального произведения. В том случае, если такого разрешения нет, то цитата должна приводиться на языке оригинала.

В связи с тем, что автор обладает неимущественным правом на неприкосновенность произведения, то для исключения неприятностей в виде иска за причиненный моральный ущерб необходимо придерживаться следующих условий смысловой точности цитирования:

«1. Цитирование логически законченного фрагмента текста, т. е. с полнотой, которая гарантировала бы неизменность передачи смысла в источнике и в цитате (без произвольного обрыва цитируемого текста, без выдергивания слов и фраз из контекста источника, когда то и другое ведет к изменению смысла или оттенка смысла источника).

2. Отбрасывание ради экономии места не нужных для цели цитирования слов цитаты только в случае, когда это не влияет на ее смысл» (см. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: Редакционно-изд. оформление изданий. М.: Олимп: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1999. – С. 124).

§ 5. Свободное использование произведений

Наибольший интерес для авторов учебной литературы представляет свободное использование литературных и художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, как иллюстраций в изданиях учебного характера.

В связи с тем, что эта норма закона распространяется только на издания учебного характера, то она не применима к научным публикациям.

Необходимо отметить, что слово «иллюстрация» используется в широком значении. Это не только схемы, рисунки, фотографии и т. д., но и иллюстративное использование литературного произведения. «На иллюстративные материалы распространяется такой же режим, как и на цитаты: необходимо указать источник и имя автора, их использование должно соответствовать «добрым обычаям» (т. е. воспроизведение произведения для иллюстрации не должно мешать обычному использованию произведения и не должно наносить неоправданный ущерб законным интересам автора)…» (см. Липцик Д. Авторское права и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. – С. 198).

Наличие нормы закона о свободном использовании опубликованных произведений в изданиях учебного характера порождает у авторов учебной литературы уверенность в правомерности использования произведений других авторов. Однако эти действия вызывают протест со стороны авторов произведений, которые используются в качестве иллюстраций в произведениях других авторов без их разрешения и без выплаты им авторского вознаграждения. Необходимо отметить, что этот протест может принять реальные очертания в виде исков о нарушении авторских прав. Дело в том, что свободное использование произведений в изданиях учебного характера должно осуществляться с учетом добрых обычаев[5] (ст. 10 Бернской конвенции[6]). Таким образом, если будет доказано, что иллюстрации используются с нарушением «добрых обычаев», то можно ожидать неприятностей.

При использовании произведений в качестве иллюстраций нельзя забывать о том, что автор обладает неимущественным правом на неприкосновенность произведения, т. е. правом противодействовать:

  • любому искажению, изменению или иному посягательству на произведение, которое может нанести ущерб чести и репутации автора;
  • сопровождению произведения без его согласия иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. (ч. 1 ст. 439 ГКУ).

В юридической практике это право еще называют правом на защиту репутации автора. Для того чтобы осуществлять защиту от любых изменений, искажений и иных посягательств на произведение, автор должен доказать, что эти действия третьих лиц наносят ущерб его чести и репутации. А вот при сопровождении произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. автору не требуется доказывать ущерб его чести и репутации от этих действий третьих лиц. Достаточно самого факта сопровождения произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. без согласия автора.

§ 6. Произведения, на которые не распространяется авторско-правовая охрана

Необходимо отметить, что не все произведения получают авторско-правовую охрану. Остановимся только на одной причине, из-за которой произведение может не охраняться авторским правом. «…якщо зміст твору має тільки одну форму, то ця форма не підлягає охороні авторським правом, оскільки вона не є оригінальною. Маючи на увазі математичні, фізичні, в тому числі й хімічні формули. Наприклад, відома формула А. Ейнштейна: E = mc2. І зміст, і форма можуть мати тільки одну форму вираження (у даній системі координат)» (см. Віктор Жуков. Судова експертиза та інтелектуальна власність в Україні: доктрина і практика // Інтелектуальна власність. – 2006. – № 7. – С. 46).

Однако, в том случае, если формула оригинальная, то она получает авторско-правовую охрану. Примером такой формулы является формулу расчета компенсации за использование в произведении иллюстраций из произведений других авторов без их разрешения:

К = minК × КОАП × КП × ИИ         (1)

где:

К – величина компенсации (грн.);

minК – минимальный размер компенсации за нарушения авторских прав (равен 10 минимальных заработных плат) (грн.);

КОАП – количество объектов авторского права (схем, таблиц, рисунков и т. д.), которые используются в произведении без разрешения их авторов;

КП – количество нарушений авторского права (обычно имеет место 3 нарушения авторского права: произведение воспроизводится в печатном издании, произведение публикуется; экземпляры произведения распространяются путем первой продажи);

ИИ – индекс инфляции с момента начала нарушения до даты подачи иска.

Приведенная формула расчета компенсации может иметь множество форм выражения и, следовательно, является оригинальной, что нельзя сказать о формуле А. Эйнштейна. Она, как и другие известные математические, физические и другие формулы, имеет только одну форму выражения и, следовательно, авторским правом не охраняется.

§ 7. Юридическая «очистка» произведений

Юридической «очисткой» произведений от прав других лиц является процесс выявления в произведении объектов авторского права, авторские права на которые принадлежат другим лицам, и принятия решения об их использовании.

Для проведения юридической «очистки» произведения необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1) в произведении выявляются элементы, которые могут охраняться авторским правом (литературные произведения, цитаты, рисунки, фотографии, карты и другие иллюстрации), т. е. те, у которых срок охраны еще не истек;

2) для каждого выявленного элемента определяется авторство на произведение и источник заимствования;

3) для каждого выявленного объекта авторского права определяются условия его использования:

  • свободное использование без разрешения автора и без выплаты ему авторского вознаграждения;
  • использование в соответствии с полученным разрешением.

4) для элементов, которые могут свободно использоваться без разрешения автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, осуществляется проверка соблюдения права автора на неприкосновенность произведения;

5) составляется перечень иллюстраций, без которых издавать произведение нельзя, и использование которых возможно только с разрешения авторов.

6) на основании полученного перечня издатель заключает с авторами (правообладателями) иллюстраций лицензионные договора на их использование.

§ 8. Расчет компенсации за нарушение авторских прав 

В целях иллюстрации размера финансовых потерь от использования в произведении схем, таблиц, рисунков и других объектов авторского права без разрешения их авторов, сделаем расчет компенсации для условного примера.

Пример. В книге использованы четыре оригинальных иллюстрации из произведений других авторов, а именно две схемы, таблица и рисунок (КОАП = 4). Несмотря на то, что иллюстрации используются с указанием имени автора и источника заимствования, авторские права нарушены, так как объекты авторского права используются без разрешения авторов.

Так как книга издана, то на лицо три нарушения авторского права, а именно:

1)      воспроизведение произведения в составе книги (самостоятельный способ использования произведения) (п. 2 ч. 1 ст. 441 ГКУ);

2)      опубликование произведения в составе книги (самостоятельный способ использования произведения) (п. 1 ч. 1 ст. 441 ГКУ);

3)      распространение экземпляров произведения путем первой продажи (самостоятельный способ использования произведения) (п. 8 ч. 3 ст. 15 Закона об авторском праве).

Необходимо отметить, что компенсация выплачивается за каждый самостоятельный способ использования произведения (КП = 3). На этом пути стоит судебная практика в Украине.

Нарушение было совершено в январе 2007 г. Иск был подан в апреле 2009 г. Минимальная заработная плата на момент подачи иска равна 630 грн, а ИИ = 45,6 %.

Для расчета компенсации за нарушение авторских прав воспользуемся формулой (1):

К = 6300 × 4 × 3 × 1,456 = 91 728 грн.

Необходимо отметить, что после того, как издательство выплатит компенсацию авторам иллюстраций, оно обязательно подаст иск о возмещении убытков, ответчиком по которому будет автор книги.

Друзья! Если прочитанная статья вам понравилась, то просим вас внести благотворительный взнос на поддержку данного информационного ресурса. Принимаются WebMoney на кошелек номерU902923704980. Ждем вас снова.


[1] Охране подлежит часть произведения, например, схема, таблица, рисунок и любая друга оригинальная иллюстрация, которая может использоваться самостоятельно, включая оригинальное название произведения (ст. 9 Закона об авторском праве).

[2] Плагиат – присвоение авторства на произведение.

[3] К сожалению, встречаются учебники, в которых отсутствуют ссылки на авторов многих идей, теорий, методов, концепций и других элементов содержания произведения, что позволяет непросвещенному читателю воспринимать автора учебника, как автора этого наследия человечества.

[4] «До речі – зовнішня форма викладення цієї статі теж є предметом авторського права, а саме: структура розміщення матеріалу, розмір шрифту тощо, оскільки це є правом автора, а не літературного редактора – розмістити даний матеріал в іншій структурі, наприклад в одній колонці, без абзаців, без кольору, яким автор виділив окремі слова, без наданого іншого стилю літерам – курсиву, або виділення «напівжирним» шрифтом тощо» (Віктор Жуков. Судова експертиза та інтелектуальна власність в Україні: доктрина і практика // Інтелектуальна власність. – 2006. – № 7. – С. 46).

[5] Обычаем является правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, однако есть устоявшимся в определенной сфере гражданских отношений (ч. 1 ст. 7 ГКУ).

[6] Обычаем является правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, однако есть устоявшимся в определенной сфере гражданских отношений (ч. 1 ст. 7 ГКУ).

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для физических лиц.

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для юридических лиц.


Комментарии запрещены.