Интеллектуальная собственность: «мина» под рекламодателем
Осуществляя продвижение на рынок товаров и услуг, многие рекламодатели не задумываются о том, что торговые марки, элементы фирменного стиля предприятия, дизайна продукта (упаковки), а также рекламные продукты содержат произведения, фонограммы, видеограммы и другие объекты права интеллектуальной собственности других лиц. Обычно использование этих объектов права интеллектуальной собственности осуществляется рекламодателем без разрешения авторов, исполнителей и других создателей объектов права интеллектуальной собственности, что чревато крупными неприятностями. Так, за нарушение только авторского права на произведения, которые используются в наружной рекламе, в СМИ, в Интернете и др. местах, доступных глазу потребителя товаров и услуг, предусмотрена компенсация в размере от 10 до 50 000 минимальных заработных плат. С учетом того, что на момент написания статьи минимальная заработная плата равна 941 грн, максимальная сумма компенсации, которую неизбежно выплатит рекламодатель авторам произведений, имущественные права на которые нарушаются, равна 47 миллионов 50 тысяч грн. Этой суммы вполне достаточно для того, чтобы превратить любую рекламную кампанию, в которой используется рекламная продукция с нарушением авторских прав, в похоронную процессию. Необходимо отметить, что сумма компенсации, которая способна похоронить многих рекламодателей, постоянно увеличивается, так как увеличивается минимальная заработная плата.
Для того чтобы узнать о реальных суммах компенсации, которые требуют авторы (правообладатели) за нарушение имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности, обратимся к судебной практике.
За использование оригинального названия произведения с нарушением авторских прав телерадиокомпания «Н» требует с телерадиокомпании «А.П.» выплаты компенсации в размере 9 250 000 грн. (Господарське судочинство в Україні: Судова практика. Захист прав інтелектуальної власності / Відп. ред.. В.С.Москаленко. – К.: Праксіс, 2007. – С.79)/
ЗАО «Издательство «Э» требует с ООО «Б» выплаты компенсации в размере 1 750 000 грн. за незаконную публикацию серии статей (За матеріалами постанов ВГСУ зі справ у спорах, пов’язаних із застосуванням законодавства про інтелектуальну власність. – Інтелектуальна власність № 3, 2007. – С.45).
Кроме исков о защите имущественных прав рекламодателю следует остерегаться и исков о защите неимущественных прав авторов. Дело в том, что практически вся рекламная продукция используется без указания имени авторов и исполнителей. Такие действия возможны только в том случае, если автор (исполнитель) дал письменное разрешение на анонимное использование в рекламной продукции произведений, исполнений и т.д. Вы такое разрешение видели? Если нет, то нелишне будет узнать о суммах компенсации морального ущерба, которые требуют выплатить создатели объектов права интеллектуальной собственности.
Так, в одной информационно-рекламной газете, учредителем которой является предприниматель «М», была опубликована фотография с изображением городского парка без указания автора – предпринимателя «Р». За нарушение неимущественных прав автор требует от предпринимателя «М» выплаты компенсации за моральный ущерб в размере 20 000 грн. (Господарське судочинство в Україні: Судова практика. Захист прав інтелектуальної власності / Відп. ред.. В.С.Москаленко. – К.: Праксіс, 2007. – С.75).
Нельзя забывать и о рейдерах, которые могут прибрать рекламодателя к рукам, используя иски о нарушении прав интеллектуальной собственности как инструмент отчуждения корпоративных прав.
В святи с тем, что нарушителей прав интеллектуальной собственности, кроме гражданско-правовой ответственности, подстерегает еще уголовно-правовая и административно-правовая ответственность, то рекламодателю необходимо знать, какие имущественные права на объекты права интеллектуальной собственности он должен получить перед тем, как начать рекламную кампанию.
Прежде всего, обратим внимание на торговые марки, которые могут содержать графические элементы, многие из которых являются объектами авторского права, например, рисунки. Использование таких графических элементов в торговой марке без разрешения авторов произведений может привести не только к большим финансовым потерям, но и к признанию свидетельства на торговую марку недействительным вследствие нарушения прав других лиц. Что такое потеря торговой марки знает каждый производитель товаров и услуг.
Необходимо отметить, что многие элементы фирменного стиля предприятия, а также выпускаемой продукции и ее упаковка содержат элементы, которые охраняются тем или иным институтом права интеллектуальной собственности. Так, например, многие логотипы и слоганы могут оказаться не только объектами авторского права, но и торговыми марками других лиц. Использующаяся мебель, элементы дизайна помещений могут охраняться авторским правом и патентами на промышленные образцы. Фирменная одежда может быть объектом авторского права и т.д. Для того чтобы использовать все эти элементы фирменного стиля предприятия или продукции (упаковки), необходимо проводить их «очистку» от прав других лиц.
Рекламная продукция может стать головной болью для многих рекламодателей, так как практически вся она используется с нарушением прав интеллектуальной собственности. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к таблице.
Таблица. Права интеллектуальной собственности, которые необходимы рекламодателю для использования рекламной продукции
Наиболее распространяемые типы рекламная продукция | Объекты права интеллектуальной собственности, которые используются в рекламной продукции | Права на использование объектов права интеллектуальной собственности, которые должен иметь рекламодатель |
Наружная реклама, печатная реклама в СМИ | Литературные и фотографические произведения, рисунки, карты и др. произведения | Права на использование произведений |
Реклама на радио | Литературные и музыкальные произведения | Права на использование произведений |
Исполнения литературных и музыкальных произведений | Права на использование исполнений | |
Фонограммы исполнений | Права на использование фонограмм | |
Реклама на телевидении и в Интернете | Литературные, музыкальные, фотографические, драматические, хореографические и др. произведения | Права на использование произведений |
Исполнения произведений | Права на использование исполнений | |
Фонограммы | Права на использование фонограмм | |
Видеограммы | Права на использование видеограмм |
Необходимо отметить, что рекламная продукция может создаваться как рекламным агентством по заданию рекламодателя, так и непосредственно самим рекламодателем.
В первом случае рекламодатель должен принимать от рекламного агентства не только сам рекламный продукт, но и права, которые ему необходимы для использования рекламной продукции без нарушения прав интеллектуальной собственности. Рекламодателю необходимо знать все о документах, которые следует получить от рекламного агентства для использования рекламной продукции без нарушения прав интеллектуальной собственности.
В связи с тем, что за использование объектов права интеллектуальной собственности должно выплачиваться вознаграждение, то при составлении бюджета рекламной кампании эти суммы должны учитываться. В этом случае рекламодатель неизбежно столкнется с вопросом определения стоимости прав интеллектуальной собственности. Обычно вознаграждение определяется по договоренности сторон: рекламодателя и автора (правообладателя имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности). Необходимо отметить, что объекты права интеллектуальной собственности могут использоваться и безвозмездно. Однако на это должно быть получено письменное согласие автора.
При составлении графика презентаций рекламной продукции необходимо учитывать срок, на который переданы права интеллектуальной собственности на тот или иной объект, а также территорию, на которой эти права должны использоваться. Эти сведения должны содержаться в договорах о передаче исключительных имущественных прав, лицензионных договорах, договорах заказа и т.д. Отсутствие этих сведений может привести к нарушениям прав интеллектуальной собственности, так как произведения, исполнения, фонограммы и др. объекты права интеллектуальной собственности могут использоваться не в то время и не на той территории.
Необходимо отметить, что нарушения прав интеллектуальной собственности, а также ошибки, которые неизбежно возникают при отражении операций с объектами права интеллектуальной собственности, приведут к убыткам будущих периодов.
Для того чтобы минимизировать убытки будущих периодов, у рекламодателя должна быть создана система управления интеллектуальной собственностью (СУИС)
Кроме того, рекламодателю необходимо поинтересоваться наличием СУИС у рекламного агентства, которое его обслуживает. В противном случае можно заплатить дважды. Первый раз рекламодатель заплатит рекламному агентству за выполненную работу, а второй – автору (правообладателю) за нарушение прав интеллектуальной собственности.
Более подробная информация об использовании объектов права интеллектуальной собственности в рекламе изложена в книге «Интеллектуальная собственность в рекламе, фирменном стиле предприятия, дизайне продукта (упаковки)».
Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для физических лиц.
Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для юридических лиц.