Роялти: нет термина коварнее на свете

Владимир Коноваленко

Термин «роялти», который используется в налоговом учете, является той самой «миной» на правовом поле интеллектуальной собственности, налететь на которую может любой предприниматель. Дело в том, что из термина «роялти» сложно определить, на какие объекты права интеллектуальной собственности он распространяется. Кроме того, в этой норме закона столкнулись правомочия права собственности на вещь и исключительных прав на результаты творческой деятельности. В связи с тем, что предпринимателю сложно самостоятельно разобраться в этом вопросе, то поможем ему найти истину в этом бреде сумасшедшего.

Прежде всего, подвергнем анализу определение роялти (п. 1.30 ст. 1 Закона о прибыли), предварительно выделив в нем элементы, которые позволяют понять природу роялти в свете налогового законодательства.

Роялти – это:

платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения (элемент 1)

за пользование или за предоставление права на пользование (элемент 2)

каким-либо авторским правом на литературные произведения, произведения науки или искусства, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио либо телевизионного вещания (элемент 3);

за приобретение (элемент 4) любого патента (элемент 5), зарегистрированного знака на товары и услуги или товарной марки (элемент 6), дизайна (элемент 7), секретного чертежа (элемент 8), модели (элемент 9), формулы (элемент 10), процесса (элемент 11), права на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте (ноу-хау) (элемент 12).

Не считается роялти

платежи за получение объектов собственности, определенных в части первой этого пункта, во владение или распоряжение либо собственность лица (элемент 13)

или, если условия пользования такими объектами собственности предоставляют право пользователю продать или произвести отчуждение другим способом такого объекта собственности (элемент 14),

или обнародовать (передать огласке) секретные чертежи, модели, формулы, процессы, права на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте (ноу-хау) (элемент 15),

за исключением случаев, когда такое обнародование (огласка) является обязательным согласно законодательству Украины (элемент 16).

Из содержания нормы закона о роялти видно, что эта норма закона относится к объектам права интеллектуальной собственности.

Теперь разберемся с возмутителем спокойствия: вторым абзацем п. 1.30 ст. 1 Закона о прибыли (элементы 13-16).

В связи с тем, что не являются роялти платежи, осуществляемые за получение объектов права собственности во владение или распоряжение либо собственность (элемент 13), то необходимо выяснить, могут ли объекты права интеллектуальной собственности быть объектами права собственности. Так как объекты права интеллектуальной собственности являются нематериальными благами (ст. 199 ГКУ), то они не могут быть объектами права собственности и, следовательно, второй абзац п. 1.30 ст. 1 Закона о прибыли на них не распространяется.

Анализ элемента 14 нормы закона о роялти показывает, что не являются роялти операции, в результате которых имущественные права интеллектуальной собственности отчуждаются (уступаются) другому лицу.

Элемент 15 нормы закона о роялти говорит о том, что ноу-хау перестает быть таковым, если секретные чертежи, модели, формулы, процессы, права на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте станут общеизвестными. Понятно, что в этом случае объект права интеллектуальной собственности «умирает», и, следовательно, платежи за использование такой раскрытой информацией не являются роялти.

Об элементе 16 нормы закона о роялти сказать что-то трудно, так как непонятно, о чем в данном случае идет речь. В связи с этим на этом элементе останавливаться не будем.

Настало время уточнить объекты права интеллектуальной собственности, которые скрываются за элементами 1-12.

Для того чтобы поставить точку в вопросе идентификации платежей, отметим, что в свете налогового законодательства все три вида лицензионных платежей (паушальный, роялти, комбинированный) являются роялти. Этот вывод следует из анализа элементов 1 и 2 нормы закона о роялти.

Анализ элемента 2 нормы закона о роялти показывает, что в налоговом учете роялти являются не только платежи за использование объекта права интеллектуальной собственности, но и платежи за передачу права на их использование. В связи с этим необходимо помнить о том, что операции с роялти отражаются в налоговом учете по первому событию:

  • при перечислении вознаграждения за использование объекта права интеллектуальной собственности или за передачу права на использование;
  • при передаче права на использование объекта права интеллектуальной собственности.

Исследуя элементы 3-12 нормы закона о роялти, определим объекты права интеллектуальной собственности, использование которых (передача права на использование) сопровождается платежами в виде роялти.

Из содержания элемента 3 следует, что норма закона о роялти распространяется на произведения в области литературы, науки и искусства. Необходимо отметить, что на объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, видеограммы и программы организаций вещания), по всей видимости, норма закона о роялти не распространяется. Это видно из анализа элемента 3 нормы закона о роялти. Но как же тогда быть с материальными объектами (записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы и др.), перечисленными в элементе 3? По всей видимости, в данном случае уточняется только материальная форма, в которой произведения могут быть представлены. Например, налогоплательщик приобретает для хозяйственной деятельности право на использование аудиовизуального произведения, зафиксированного на видеокассете (кинопленке либо другом носителе).

Анализ элементов 4-12 показывает, что под термином «приобретение» патентов, зарегистрированных знаков для товаров и услуг, дизайна, секретных чертежей, моделей, формул, процессов, ноу-хау следует понимать приобретение права на использование этих объектов.

В связи с тем, что патентом (элемент 5) является охранный документ на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, то платежи за приобретения права на использования объектов права промышленной собственности являются роялти.

Ситуация с приобретением зарегистрированного знака на товары и услуги или товарной марки (элемент 6) аналогична ситуации с приобретением патента. Таким образом, платежи за приобретение зарегистрированного знака на товары и услуги (товарной марки) являются роялти. Эта точка зрения подтверждается и ГНАУ (письмо от 17.01.2001 г. № 187/6/15-1116).

Остановимся на платеже за приобретение дизайна (элемент 7). В связи с тем, что дизайнерским проектом является внешнее оформление промышленных изделий, то дизайн подлежит охране как институтом авторского права, так и институтом промышленной собственности в качестве промышленного образца. В связи с этим необходимо приобретать не дизайн изделия, а право на использование произведения, являющегося оформлением внешнего вида промышленного изделия, или право на использование промышленного образца, если, конечно, внешний вид изделия охраняется патентом.

На секретные чертежи ( элемент 8 ) необходимо обратить особое внимание. Дело в том, что этот объект права интеллектуальной собственности может охраняться не только как объект авторского права, а и как коммерческая тайна (ст. 505 ГКУ). Таким образом, приобретать следует не сам секретный чертеж, а право на использование произведения, которым может быть секретный чертеж. Если же чертеж охраняется как коммерческая тайна, то следует приобретать право на использование ноу-хау. Понятно, что платежи за приобретение права на использование произведения или ноу-хау являются роялти.

Моделью (элемент 9) могут быть полезная модель и промышленный образец. Кроме того, моделью может быть модель одежды, которая является объектом авторского права. Для того чтобы не подорваться на очередной «мине», необходимо приобретать право на использование полезной модели, промышленного образца или произведения, например модели костюма. В этом случае платежи за приобретение права на использование произведения, полезной модели и промышленного образца являются роялти.

Формула (элемент 10), например математическая, может быть литературным произведением и, следовательно, охраняться авторским правом. А вот формулой изобретения определяется объем предоставляемой охраны на объекты промышленной собственности. Таким образом, при приобретении права на использование произведения, необходимо указать на то, что произведением является, например, математическая формула. Если же приобретается право на использование изобретения, объем охраны которого изложен в формуле изобретения, то необходимо указать номер патента, в соответствии с которым изобретение получило правовую охрану, например, патент № (указать номер охранного документа).

Процесс (элемент 11) является изобретением (второй абзац ст. 459 ГКУ) и, следовательно, может быть признан ноу-хау, которое охраняется как коммерческая тайна.

Права на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте (ноу-хау) (элемент 12) является коммерческой тайной (ст. 505 ГКУ). Таким образом, платеж за право на использование ноу-хау охраняемого в режиме коммерческой тайны, является роялти. При этом информация о ноу-хау должна быть задокументирована и соответствующим образом оформлена.

После того как выяснены объекты права интеллектуальной собственности, за использование которых платится роялти, настало время визуализовать добытые сведения (см. таблицу 1).

Таблица 1. Таблица соответствия

Объекты, перечисленные в норме права о роялти Элемент нормы права о роялти Тип объект права интеллектуальной собственности относится
Литературные произведения, произведения науки или искусства, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио либо телевизионного вещания 3 Произведение
Патент 5 Изобретение, полезная модель, промышленный образец
Знак на товары и услуги (товарная марка) 6 Знак для товаров и услуг (торговая марка)
Дизайн 7 Произведение.Промышленный образец
Секретный чертеж 8 Произведение.Коммерческая тайна
Модель 9 Произведение.Промышленный образец.Полезная модель
Формула 10 Произведение.Изобретение
Процесс 11 Изобретение
Права на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте (ноу-хау) 12 Коммерческая тайна

Из таблицы 1 видно, что роялти являются платежи за использование (или предоставление права использования) произведений, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, знаков для товаров и услуг (торговых марок), ноу-хау.

Платежи за использование исполнений, фонограмм, видеограмм, программ (передачи) организаций вещания, компоновок интегральных микросхем, сортов растений, пород животных в свете налогового законодательства роялти не являются.

Действие термина «роялти» не распространяется на рационализаторские предположения, коммерческие (фирменные) наименования и географические указания по той причине, что среди имущественных прав на эти объекты права интеллектуальной собственности нет права разрешать другим лицам их использование.

Необходимо отметить, что роялти, выплачиваемые в денежной форме или в форме ценных бумаг (корпоративных прав), не являются объектом НДС (п. 3.2.7 ст. 3 Закон о НДС). В Законе о НДС термин «роялти» понимается в значении, определенном Законом о прибыли. Знание этой информации позволяет нам составить карту «минных полей» лицензионных платежей (см. таблицу 2).

Таблица 2. Статус лицензионных платежей

Статус платежа за использование объекта права интеллектуальной собственности Объекты права интеллектуальной собственности
Не является объектом НДС Произведения, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг (торговая марка), ноу-хау (коммерческая тайна)
Является объектом НДС Исполнения, фонограммы, видеограммы, программы (передачи) организаций вещания, компоновки интегральных микросхем, сорта растений, породы животных

Наиболее полная информация о передаче права на использование объектов права ИС содержится в книге В.Коноваленко «Все о вознаграждении за использование объектов права интеллектуальной собственности».

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для физических лиц.

Подписка на он-лайн тесты по интеллектуальной собственности для юридических лиц.


Comments are closed.

Розсилка новин

Інформер